Воздушно-космические силы

МиГ-31

Первенцем четвертого поколения советских самолетов стал сверхзвуковой двухместный истребитель-перехватчик МиГ-31. Самолет, появившийся на свет более четверти столетия тому назад, до сих пор сохраняет пальму первенства как по скорости, так и по высоте полета.

Основная отличительная черта этой боевой машины заключается в том, что до конца девяностых годов он оставался единственным истребителем, на котором была установлена бортовая радиорелейная станция, имеющая фазированную антенную решетку (ФАР). Более того, возможность применять ракеты большой дальности «воздух-воздух», которой характеризуется данный российский самолет, имеется лишь у американского палубного истребителя F-14.

Боевое применение самолета

Самолет МиГ-31 представляет собой дальнейшее развитие МиГ-25П, также являвшегося истребителем-перехватчиком. Те характеристики, которыми обладает МиГ-31 и его двигатель, позволяют ему в любое время дня и ночи, при любых условиях погоды и даже в условиях интенсивной радиоэлектронной борьбы:

o    выполнять задачи по длительному патрулированию;

o    бороться с аэродинамическими целями всех классов, включая:

o    малоразмерные крылатые ракеты;

o    вертолеты;

o    высотные скоростные самолеты;

o    бомбардировщики.

Истребитель-перехватчик МиГ-31 является единственным самолетом, характеристики которого дают ему возможность обеспечивать перехват и уничтожение крылатых ракет, летящих на предельно малой высоте.

Немного истории

При создании самолета, чертежи которого начали разрабатываться в конструкторском бюро имени Микояна с 1972 года, в качестве цели были определены следующие характеристики:

o    максимальная дальность перехвата – 700 км;

o    крейсерская скорость – 2 500 км/час, которая в 2,35 раза превышало скорость звука;

o    дозвуковая скорость – 1 200 км/час.

Опытный самолет был построен в 1975 году, а 16 сентября этого же года прошли его первые испытания. После выпуска установочной партии были проведены некоторые технические доработки, а с 1979 года начался серийный выпуск машины под ее окончательным названием МиГ-31.

Технические особенности истребителя-перехватчика

В отличие от МиГ-25П, являвшегося исходным для новой машины, кабина МиГ-31 была рассчитана на экипаж из двух человек, поскольку сложность установленного радиотехнического оборудования потребовала наличия дополнительного человека – штурмана-оператора, на которого возлагались следующие основные задачи:

o    контроль воздушного пространства;

o    разработка тактических приемов, обеспечивающих перехват групповых целей.

Вооружение самолета было усилено применением радиоприцела «Заслон», явившегося важной составной частью бортового радиоэлектронного оборудования.

Первое боевое применение ФАР (фазированной антенной решетки), представлявшей собой новинку в области радиоэлектроники, состоялось в 1978 году, когда в ходе полета было выполнено обнаружение и велось одновременное сопровождение сразу 10 летящих целей.

В 1998 году специалистам был продемонстрирован российский МиГ-31БМ, вооружение и оснащение которого позволяет вести борьбу с радарами.

До настоящего времени аналогов самолету МиГ-31 за рубежом так и не было создано.

Характеристики конструкции МиГ-31

Конструкцию самолета, чертежи которой во многом совпадают с МиГ-25, характеризуют следующие особенности:

o    схема – нормальная аэродинамическая;

o    крыло – трапециевидное высокорасположенное;

o    стабилизатор – цельноповоротный;

o    оперение – двухкилевое.

Технические характеристики МиГ-31 в значительной мере обусловлены и теми материалами, которые использованы для изготовления его планера. В частности, половина корпуса выполнена из нержавеющей стали, 33% из сплавов алюминия, 16% из титана. Алюминиевые сплавы интересны тем, что их рабочая температура может достигать 150°. В тех же местах, которые подвержены высокому кинетическому нагреву, причиной которого является сверхзвуковая скорость, установлены детали из нержавеющей стали и титана. Столь удачный подбор материалов позволил свести к минимуму массу самолетного планера.

Важным достоинством, которым обладает этот российский истребитель-перехватчик, является его возможность взлетать с ледовых и грунтовых аэродромов, что приобретает особую важность при его эксплуатации в малоосвоенных сибирских регионах.

Оборудование МиГ-31

Оборудование, которое самолет имеет на своем борту, позволяет использовать его:

o    автономно;

o    в составе группы, состоящей из однотипных самолетов;

o    в качестве лидера для обеспечения управления истребителями, имеющими менее совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование.

Радиолокационная станция, установленная на самолете, обладает следующими основными характеристиками:

o    максимальная дальность по обнаружению целей – 200 км;

o    дальность сопровождения целей – 120 км.

Благодаря возможностям РЛС, вооружение самолета может поражать цели как в верхней полусфере, так и на фоне земли. На автоматическом сопровождении могут одновременно находиться до 10 целей. Вычислитель «Аргон-К», расположенный на борту, выбирает из их числа 4 наиболее значимые, на которые одновременно наводятся 4 ракеты типа Р-33.

МиГ-31 также имеет на борту теплопеленгатор 8ТП, максимальная дальность обнаружения которого достигает 50 км. Наличие этого устройства обеспечивает обнаружение целей даже в условиях радиоэлектронных помех большой интенсивности.

Максимальная боевая эффективность гарантируется при взаимодействии четырех МиГ-31, объединенных через АСУ в единую боевую систему. Возможности информационного обмена, обеспечиваемые аппаратурой самолета, позволяют использовать его для дальнего обнаружения целей и для наведения на них таких боевых машин, как МиГ-29 и Су-27.

Кабина оператора оснащена крупноформатным индикатором тактической обстановки и навигационным оборудованием, состоящим из радионавигационных систем «Маршрут» и «Тропик». На лобовом стекле кабины летчика имеется цветной индикатор ППИ-70В, обеспечивающий пилота исчерпывающей информацией в виде цветных надписей, реперов, индексов и шкал. Аналогов подобному индикатору за рубежом не существует до настоящего времени.

Технические характеристики МиГ-31 1980 года

  • Годы производства: 1975-1994гг.
  • Всего изготовлено: около 500 шт.
  • Боевое применение: военные конфликты конца ХХ — начала ХХI вв.
  • Экипаж — 2 человека.
  • Взлетная масса — 46,75 т.
  • Размеры: длина — 21,6 м, высота 6,5 м, размах крыла — 13,4 м.
  • Вооружение: 23-мм пушка, боекомплект 260 снарядов, шесть точек подвески на которые крепятся ракеты класса «воздух-воздух».
  • Двигатель турбореактивный.
  • Максимальная скорость — 3000 км/ч.
  • Практический потолок — 20,6 км.
  • Дальность полета — 5400 км.