Воздушно-космические силы

Ту-22

Самолет Ту-22 построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет среднерасположенное крыло высокой стреловидности. Крыло имеет кессонную конструкцию.

Фюзеляж – полумонокок, разделенный на пять отсеков. В носовой части фюзеляжа находится РЛС, прикрытая радиопрозрачным колпаком. Дальше расположена кабина пилотов, с расположенными в ней приборами и органами управления. Вход в кабину осуществляется через нижние люки, через которые происходит и аварийная эвакуация экипажа. В третьем отсеке находится ниша для передней стойки шасси, а также топливные баки и некоторые виды оборудования.

Четвертый отсек – бомбовый, также здесь находятся два топливных бака. Пятый отсек – хвостовой, к нему прикрепляется хвостовое оперение и двигатели.

Хвостовое оперение – однокилевое. Двигатели находятся в двух мотогондолах. Силовая установка состоит из двух двигателей ТРД РД-7М, на поздних машинах они были заменены на более надёжные РД-7М2, с более высокими техническими характеристиками.

Шасси – трехопорное, состоит из передней стойки, с двумя тормозными колесами и двух главных стоек, каждая из которых имеет по четыре тормозных колеса. Есть также и хвостовая опора. Ту-22 оснащен тормозным парашютом, контейнер которого расположен в хвостовой части самолета.

Ту-22 имеет три независимых гидравлических системы, одна из которых является аварийной.

Есть кондиционирование кабины экипажа, обогрев бомбового отсека и герметизация входных люков. Система спасения представлена катапультными креслами, которые сбрасываются вниз и оснащены системами жизнеобеспечения и аварийными запасами. При посадке в кабину кресла опускаются вниз, а затем вместе с пилотами, с помощью специального механизма, поднимаются наверх. Минимальная высота, на которой экипаж мог катапультироваться, составляла 350 метров.

Самолет Ту-22 был оснащен весьма совершенным для своего времени комплексом радиоэлектронного оборудования.

Боевая нагрузка до 9000 килограмм. В бомбовом отсеке могут быть установлены, как ракеты, так и бомбы. Для защиты задней полусферы на самолете имеется пушечная установка ДК-20 с пушкой Р-23 (262П), с дистанционным управлением.

Ту-22К мог нести одну крылатую ракету Х-22 «Буря» или 13 бомб свободного падения.

Технические характеристики

ТТХ Ту-22

 

Ту-22К
Blinder-B

Ту-22Р(Д)
Blinder-C

Технические характеристики

Экипаж

3 (командир, штурман, оператор)

Длина, м

42,6

Размах крыла, м

23,646

Высота, м

10,04

Площадь крыла, м²

151,25

Коэффициент удлинения крыла

3,7

Коэффициент сужения крыла

3,68

Нормальная взлётная масса, кг

92 000

85 000

Максимальная взлётная масса, кг

91 000

Нормальная посадочная масса, кг

56 500/60 000 без/с Х-22

55 400

Максимальная посадочная масса, кг

65 000

65 000

Масса топлива, кг

42 900

48 500

Объём топливных баков, л

58530 (максимальный)

Силовая установка

2 × ТРДФ РД-7М2

2 × ТРДФ ВД-7М

Лётные характеристики

Максимальная скорость, км/ч

1610 / 1550

без/с Х-22

1410

Крейсерская скорость, км/ч

950-1000 / 1200-1300
дозвуковая/сверхзвуковая

Практическая дальность, км
(на дозвуковой скорости
на сверхзвуковой скорости
с дозаправкой)

4400
1560
6150

5650
2400
7150

Боевой радиус, км

2500-2700

Практический потолок, м

13 300

13 500

Нагрузка на крыло, кг/м²
(При нормальной взлётной массе)

608

562

Тяговооружённость

0,3585

0,352

Максимальная эксплуатационная перегрузка

+2 g

Вооружение

Боевая нагрузка, кг

3000/9000

Ракета «воздух-поверхность»

1 × Х-22

нет

Авиационные бомбы

1 × ядерная 7У-31 или 246Н, различные виды свободнопадающих авиабомб

Оборонительное вооружение

1 × 23 мм пушка 261П в установке ДК-20, 500 патр.