Воздушно-космические силы

Су-34

Основной задачей боевой авиации является нанесение ударов по врагу, уничтожение его живой силы, техники, укреплений, объектов инфраструктуры и других целей. Бомбардировщики разделяют на стратегические и тактические. В задачу последних входит нанесение ударов по переднему краю противника и в его ближайшем оперативном тылу.

Сегодня граница между различными классами боевых самолетов сильно размыта. К тактическим бомбардировщикам можно отнести практически любой самолет, способный нести ракетное и бомбовое вооружение. Только самолеты стратегической авиации продолжают занимать довольно специфическую нишу. Провести четкую границу между штурмовиком, фронтовым бомбардировщиком и истребителем-бомбардировщиком иногда довольно сложно.

Очень часто задачи фронтовых бомбардировщиков выполняют истребители-бомбардировщики – многоцелевые самолеты, которые могут не только наносить бомбовые удары, но и вести воздушный бой. Новейшим фронтовым бомбардировщиком, который сравнительно недавно был принят на вооружение ВВС России, является самолет Су-34. По некоторым своим характеристикам эта машина является одной из лучших в мире.

Общее описание

Фронтовой бомбардировщик Су-34 создан для нанесения бомбовых ударов в тактическом и оперативном тылу противника, в любых метеоусловиях, днем или ночью, в том числе, используя малые высоты. Также этот самолет может вести воздушный бой и уничтожать машины противника.

Самолет создан по нормальной аэродинамической схеме, с крылом среднего расположения и дополнительным передним горизонтальным оперением. Су-34 имеет два двух­кон­тур­ных тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­ля с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми и двухкилевое вертикальное оперение. Хвостовое оперение – цельноповоротное.

Шасси самолета – трехопорное. Передняя стойка имеет два колеса, главные стойки оснащены четырьмя колесами.

В передней части самолета находится РЛС, прикрытая ра­дио­про­зрач­ным об­те­ка­те­лем, а также кабина пилотов. В передней части машины установлена специальная штанга, которая используется для дозаправки в воздухе. Кабина пилотов защищена титановой броней, ее толщина – 17 мм. Также бронирован и основной топливный бак самолета. За ней расположен отсек с радиолокационным оборудованием. Вход в кабину расположен в нише носовой стойки шасси. Фонарь кабины открывается только для проведения технических работ. Вес бронированной кабины составляет 1,5 тонны.

В кабине предусмотрена зона отдыха, в которой есть аптечка, запас питьевой воды, микроволновая печь и биотуалет. В кабине установлены два ка­та­пульт­ных крес­ла, которые обеспечивают экстренную эвакуацию экипажа из самолета на всех скоростях и режимах полета. Каждый член экипажа имеет специальный спасательный набор, в который входит радиомаяк, спасательный плот, запас продуктов, снаряжение и медикаменты.

Хвостовая часть самолета Су-34 состоит из двух отсеков с двигателями, центральной и хвостовой балки.

Воздухозаборники двигателей – нерегулируемые, имеют прямоугольное сечение.

На самолете установлены два двух­кон­тур­ных тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­ля с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми АЛ-31Ф. Также есть и вспомогательная силовая установка. Каждый из двигателей оборудован независимой системой пожаротушения.

Истребитель-бомбардировщик имеет четыре топливных бака, с общей емкостью более двенадцати тысяч литров.

Радиоэлектронное оборудование представлено радаром заднего обзора, который позволяет выявлять цели в задней полусфере, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, в его состав входят инер­ци­аль­ная на­ви­га­ци­он­ная сис­те­ма, с при­ём­ни­ком спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы и сред­ст­ва­ми ра­дио­на­ви­га­ции.

Комплекс БРЭО Ш-141 включает в себя РЛС с фазированной решеткой, систему РЭБ и бортовой компьютер, который обрабатывает полученные данные. РЛС позволяет совершать полет на сверхмалых и малых высотах. Также на Су-34 установлено тепловизионные и телевизионные системы прицеливания, которые совмещены с лазерным дальномером-целеуказателем. БРЛС может вести сразу несколько воздушных целей (до десяти) и обнаруживать даже малоразмерные наземные цели на значительном расстоянии.

Су-34 имеет 12 точек подвески. Самолет оснащен автоматической 30-мм пуш­кой ГШ-301 (бое­ком­плект 180 сна­ря­дов). На самолет могут быть установлены управ­ляе­мые, кор­рек­ти­руе­мые и не­управ­ляе­мые бомбы и ра­ке­ты весьма ши­ро­кой но­менк­ла­ту­ры.

В настоящее время Су-34 является наиболее продвинутым ударным самолетом России, и он должен заменить явно устаревшие Су-24.

Технические характеристики

 

Ниже указаны технические характеристики фронтового бомбардировщика Су-34.

 

Самолет - Су-34

Год создания прототипа - 1990

Годы серийного производства - с 1993

Длина самолета, м - 23,3

Размах крыла, м  - 4,7

Площадь крыла, м - 62

Масса:       

максимальная взлетная, кг - 45 000

топлива во внутренних баках, кг - 12100

боевой нагрузки, кг - 8 000

Тип двигателей - АЛ-31Ф

Тяга на форсаже, кгс - 2×12 800

Максимальная скорость полета, км/ч - 1 900

Максимальное число М - 1,8

Максимальная скорость полета у земли, км/ч - 1 400

Практический потолок, м - 15 000

Максимальная эксплуатационная перегрузка - 7

Дальность полета с полной заправкой:   

на большой высоте, км - 4 000

у земли, км - 1 400